Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Библиотечная система Коношского района"

Коношская центральная районная библиотека
им. Иосифа Бродского

Игровая программа «В гостях у поэтической печки»

Вед. 1

Добрый день, дорогие ребята! Сегодня вы в гостях у печки. Эта печка не простая, а какая, скоро узнаете. Сейчас печки можно увидеть только в старинных русских домах, а раньше печки были единственным источником света и тепла. Печь всегда была главной в деревенском доме. «Хлебом не корми, только с печи не гони» — говорили в народе. Она кормила людей, согревала, мыла, лечила и утешала. Печь нужна была как для взрослых, так и для детей. Не зря Илья Муромец 33 года пролежал на печи, а Емеля так и вовсе с неё не слезал, до проруби на ней катался. Мурка да бабка с дедом грелись. А какие вкусные колобки, пирожки выпекались в печке! Она остывала только вместе с гибелью дома. Дом может развалиться, а печка будет стоять ещё сотню лет. Сегодня мы поближе познакомимся с её особенностями, так как есть свои секреты общения с этим дивным чудом, познакомимся и с предметами, которые нужны для поддержания её печного Духа.

Вед. 2

Наша печка — не простая, а поэтическая. А почему поэтическая, сейчас вы первыми об этом узнаете. Наша библиотека носит имя очень известного и талантливого поэта, лауреата Нобелевской премии по литературе Иосифа Бродского. Иосиф Александрович родился в городе Санкт-Петербурге, жил и учился там, но в 1964 -65 годах оказался в ссылке в нашем Коношском крае. Тогда ему было 24 года. В то время ссылкой наказывали людей, которые нигде не работали и не учились. Их называли тунеядцами и высылали в далёкие края, подальше от родных мест.

Иосиф Бродский сочинял стихи, но это не считалось полезным занятием, поэтому его осудили за тунеядство. Молодой поэт прожил в коношской деревеньке Норенской полтора года и написал много прекрасных стихов. В его стихах очень часто упоминается печка, это говорит о том впечатлении, которое произвела на поэта северная деревенская печь, теплом которой он часто согревался. Но не только в норенских домах поэт согревался жаром печей. Наблюдал он их и в коношских зданиях, куда частенько захаживал по делам и для души. Одним из таких зданий была наша библиотека, где вы сейчас находитесь, и читателем которой был Иосиф Бродский. Вот несколько строк из его стихотворения:

Затопляются печи,
Дым вьётся прямо,
Птицы склоняются над птенцами.
Лес, как гигантская пилорама,
Облака раскраивает зубцами.

Вед.1

Мы ещё вернёмся к стихам Иосифа Бродского, в которых упоминается печка, а сейчас подружимся с нашей печкой.

Для начала мы вспомним печные сказки. Все вы знаете такие сказки, где печка помогает сказочным героям. Давайте все вместе их вспомним. Итак, я читаю небольшой отрывок, а вы внимательно слушайте и вспоминайте сказку.

— Что ты всё лежишь на печи? Поедем к королю со мною, я тебя отвезу. Но дурак говорит: «Мне и тут тепло! Я ленюсь! Пожалуйста, поедем; там тебе король велит сшить красный кафтан, красную шапку и красные сапоги.

Дурак, услышав про подарки, говорит: «Поезжай же ты вперёд, а я за тобой буду. Обрадовался тот человек и поехал назад, а дурак после его полежал ещё на печи и говорит:

— Не хочется к королю ехать, но так уж и быть! Ну-ка, по моему прошенью поезжай-ка, печь, прямо в город.

Тотчас изба затрещала, и печь вон вышла из избы и поехала ток шибко, что и догнать нельзя.

Как называется эта сказка? Правильно, «По щучьему веленью».

Вед.2:

А сейчас мою сказку послушайте и угадайте.

Птицы не увидали девочку, пролетели мимо. А девочка опять побежало. Бежит, бежит, уж недалеко осталось. Тут птицы увидели её, загоготали, налетаю, крыльями бьют, того гляди братца из рук вырвут. Добежала девочка до печки:

– Печка, матушка, спрячь меня!
– Поешь моего ржаного пирожка.

Девочка скорее пирожок в рот, а сама с братцем в печь залезла. Птицы полетали-полетали, покричали-покричоли и ни с чем улетели к Бабе Яге. Узнали, что это за сказка? Правильно, «Гуси-лебеди».

Вед.1:

А вот ещё сказка, где тоже печка помогает людям. Слушайте!

— Жил-был старик со старухой. Вот и просит старик:
— Испеки мне, старая, что-нибудь вкусненькое.
— Да из чего испечь-mo. Муки нет.

— Эх, старуха! По амбару помети, по сусекам поскреби — вот те наберётся. Старуха так и сделала: намела, наскребла горсти две муки, замесила тесто на сметане, скатала и пожарила в масле. Вынула из горячей печки и положили на окно простыть.

Молодцы, знаете все сказки. Конечно, эта сказка называется «Колобок».

Вед.2:

А сейчас мы с вами вспомним старинные загадки русского края. (Во время конкурса можно показывать предметы-отгадки).

Загадки:

– Тёмненький, пузатенький, в печке стоит, кашку варит. (Чугунок, горшок)
– Посуда новая, а вся в дырах. (Корзина)
– Возьму в рот ягодку, полижу, полижу и назад положу. (Деревянная ложка).
– Из бересты кубышка, на ней тугая крышка. Там долго можно квас хранить и молоко туда налить. (Туес).
– Бычок рогат, в руках зажат, в печку скок, достал горшок. (Ухват).

Вед. 1

Ребята, а давайте немного поиграем. Чтобы растопить печку, нужны дрова. Их заготавливают в лесу: рубят, пилят на чурочки, раскалывают на поленья. В старину по поленьям гадали, какая невеста или жених будет у того, кто хочет об этом узнать. Для этого нужно наугад вытащить полено. Если попадётся гладкое, то невеста или жених будут красивыми, а если полено вытащите корявое, то вам не повезёт. Невеста или жених будут с каким-то изъяном. Итак, кто хочет погадать, подходите!

(Желающие из приготовленной кучи берут по полену. Ведущий даёт шуточные комментарии).

Вед.2

Сейчас, ребята, выполним ещё одно задание. Я буду показывать предметы, заготовки, а вы будете говорить название, для чего они нужны. (Демонстрируются кирпич, лучина, полено, угли, ухват, кочерга, лучина, помело, чугун, и проч. Всё заранее приготовить.)

Вед. 1

Ребята, мы вспомнили сказки, из которых узнали, как печь помогает людям, также познакомились с предметами, необходимыми для печки. Когда истопишь печку, в доме сразу становится тепло и уютно. А гляди на огонь, можно самим придумать сказки или сочинить стихи. Так и поэт Иосиф Бродский, наслаждаясь теплом , долгими зимними вечерами сочинил много чудесных стихов. Сейчас послушаем стихи, в которых упоминается печка, огонь, дым, то есть всё, что с ней связано. Вы знаете, что печка складывается из кирпичей.

Вед.2 :

Дни удлиняются. Ночи
Становятся всё короче.
Нужда в языке свечи
На глазах убывает,
Всё быстрей остывают
На заре кирпичи.

Вед. 1

Печь топится дровами, которые заготовляют в лесу.

Вед.2:

Главный пришёл и сказал,
Что снег Выпал и нужен кров.
И вскоре был совершён набег
В лес за охапкой дров.

Вед.1: Для растопки дров используют лучину.

Вед.2:

Пока ты пела, осень наступила.
Лучина
печку растопила.
Пока ты пела и летала,
Похолодало.

Вед.1: Дрова разгорятся, появляется огонь.

Вед.2:

Замёрзший повод жжёт ладонь.
Угроз, команд не слышит конь.
А в лужах первый лёд хрустит,
Как в очаге огонь.

Вед.1: Дым идёт по дымоходу. Бродский называет его печным позвоночником.

Вед.2:

Как славно вечером в избе.
Запутавшись в своей судьбе,
Забыть о мире непростом
И слушать в сумраке ночном,
Как в позвоночнике печном
Разбушевалась мышь.

Вед.1: На улицу дым выходит через трубу.

Вед.2:

Подтверждается дым из трубы
Стариками живущими в доме.
Подтверждается правда судьбы
Человеком с монеткой в ладони.

Вед.1: Дрова сгорят и появляются угольки.

Вед.2:

Повсюду ночь: в углах, в глазах, в белье
Среди бумаг, в столе, в готовой речи,
В словах, дровах, в шипцах, в угле
Остывшего камина, в каждой вещи.

Вед.1:

Игровые задания к «Поэтической печке»

Разобьёмся на три группы, у каждой свой командир. Командиры получают задания. Победителем будет команда, которая выполнит быстро и правильно все задания, наберёт больше очков.

Первое задание

Командирам выдаются листочки с загадками, пословицами, поговорками. Тема: печь и всё, что с ней связано. Задача каждой команды – дать правильный ответ, о каком явлении или предмете идёт речь.

Предметы: чугунок, горшок, корзина, деревянная ложка, туес, ухват, помело, деревянная лопата, полено, лучина, сажа, зола и прочее демонстрируются, и объясняется их предназначение.

2-й вариант: ребята сами отвечают о роли данных атрибутов, получая дополнительные баллы.

Второе задание

Игра-тренинг. Каждой команде выдаётся по одному предмету, например, деревянная ложка или лопата, ухват, кочерга. Команды расходятся и записывают на листке свои идеи, для чего можно ещё использовать данную вещь. Чем больше идей выдвинуто – тем больше баллов.

Третье задание: испытания. Командиры по жребию выбирают задания.

Испытание для 1-ой группы: Из кучи поленьев члены команды по очереди берут по одному полешку и приносят ближе к печке. Например, 12 поленьев перенести нужно за 3 минуты.

Испытание для 2-ой группы: Члены этой команды за 3 минуты складывают поленья колодцем у печки (предварительно показать).

Испытание для 3 ей группы: Поставить чугунок в печь с помощью ухвата, другой игрок добегает до печи и с помощью лопаты кладёт круглый хлеб в печь, третий игрок достаёт чугунок, четвёртый – достаёт из печки хлеб.

Незадействованные игроки дают советы и подбадривают. Время – 3 минуты. Оцениваются испытания за качество и за использованное время выполнения.

Ведущий: Молодцы, ребята. Ещё немного потренируетесь и сумеете и печку растопить, коль она вам встретится на жизненном пути, и себя накормить. После трудов праведных и отдохнуть полагается. А отдыхать мы будем, наслаждаясь поэзией.

Четвёртое задание. Игра «Поэтическая открытка»

Командирам групп выдаётся 5 открыток, на каждой подобраны отрывки из стихотворений разных поэтов. Главное задание – определить, какие из них стихи Иосифа Бродского, они напечатаны на двух открытках.

Дополнительные очки получает команда, угадавшая стихи и других поэтов. Стихи Бродского нужно зачитать вслух.

Пятое задание. Игра «Синквейн». Цель: почувствовать себя поэтом. Синквейн — пятистрочная уникальная форма стихов, выполняющая эстетическую и творческую функцию. Заимствована из японской поэзии. Вариантов много, предлагается традиционный.

1-я строка одно слово: тема. Например, печка, огонь, дым, дрова, труба.
2-я строка два слова : прилагательные, причастия. Описывают свойства предмета. Например, большая, добрая.
3-я строка три слова: глаголы, деепричастия, существительные, местоимения. Описывают действия предмета. Например, она греет, лечит.
4-я строка 4 слова: личное отношение. Я наслаждаюсь теплом, мечтаю.
5-я строка: вывод, одно слово. Приятно!

Костёр
Большой, яркий
Угольками искрит, играет
Мне хорошо, подкину ещё веток.

Каждой команде выдаётся листок, где уже указана тема, также даётся пояснение по всем строкам. Время 5 минут. Оценка за самое интересное сочинение 5 баллов.

Шестое задание. Игра «Печной лабиринт»

Пояснение: печка складывается из кирпичей. Чтобы соединить кирпичи, используют замес из песка и глины. Печь топится дровами, которые заготовляют в лесу. Для растопки дров используют лучину. Дрова разгорятся, появляется огонь, потом дым (как говорится, дыма без огня не бывает). Дым выходит через печной дымоход (Бродский называет его печным позвоночником) и трубу. Дрова прогорели, получаются угли. Печь истопилась, стало тепло.

Задание: подобрать отрывки из стихов И.Бродского в следующей последовательности: глина, кирпичи, печь, дрова, лучина, огонь, дым, труба, угли, тепло, (итоговое стихотворение: «Топилась печь…», в котором есть печь, огонь, угли, даже заготовка дров). Всё озвучить один раз, группы должны запомнить последовательность названий и правильно пройти печной лабиринт.

Всем командам выдаются отрывки из стихотворений поэта. Время выполнения 5 минут. Команды зачитывают, в какой последовательности они сделали подборку. Если всё правильно, команда получает высшую оценку – пять баллов. В результате выполнения всех заданий подводится итог, и распределяются места по количеству набранных баллов.

Дополните пословицы:

Дымно, да тепло
Не красна изба углами, красна — пирогами
Добрая то речь, что в избе есть — печь
Кашица в печи румянится летом к дождю, зимой к снегу.
Печной жар костей не ломит, вон души не гонит.
Наша изба не ровно тепла, на полу холодно, на печи тепло.
На чужой каравай рот не разевай, а пораньше вставай да свой затевай.
Беда, когда пироги начнёт печь сапожник, а сапоги тачать пирожник

Игра «Поэтический шедевр»

Задание: Из фраз, взятых из разных стихотворений Иосифа Бродского, подготовить своё поэтическое творение.

—      По холмам поднебесья;
—      И вся-то жизнь биенье сердца;
—      Кружи, кружи передо мною безумным навыком любви;
—      Ничто не стоит сожалений, люби, люби, а всё одно;
—      Они вдвоём глядят в соседний сад;
—      Я снова слышу голос твой тоскливый; —     
— Приходит время сожалений при полусвете фонарей;
—      Что с ней станет, с любовью к тебе;
—     Засвети же свечу или в лампочке свет;
—      Дни бегут надо мной, словно тучи над лесом; ,br>-     
— Во вторник начался сентябрь, дождь лил всю ночь.

«Дерзай, твори!»

Задание: Из фраз, взятых из разных стихотворений Бродского, подготовить своё поэтическое творение.

—      Тут захороненный живьём я в сумерках бреду живьём;
—      Горизонт на бугре не проронит о бегстве ни слова;
—      Мой голос, торопливый и неясный, тебя встревожит горечью напрасной;
—      Я, кажется, пою одной тебе;
—      Не забывай никогда, как хлещет в пристань вода;
—      Мы будем жить с тобой на берегу, отгородившись высоченной дамбой;
—      Как славно вечером, в избе, запутавшись в своей судьбе;
—      Сбегают капли по стеклу как по лицу;
—      Горизонт на бугре не проронит о бегстве ни слова;
—      Здесь на холмах, среди пустых небес;
—      О, всё приходит понемногу и говорит — живи, живи.