Муниципальное бюджетное учреждение культуры
"Библиотечная система Коношского района"

Коношская центральная районная библиотека
им. Иосифа Бродского

Выставка «Поэтические прогулки с Бродским»

1. Вед.: Дорогие друзья, поздравляем вас с открытием в Библиотеке Бродского выставки «Поэтические прогулки с Бродским», созданной в рамках проекта «Литературные прогулки: из Петербурга в Норинскую и обратно». Выставка подготовлена МОО «Открытая библиотека» и Коношской центральной районной библиотекой им. Иосифа Бродского на средства гранта Губернатора Архангельской области, при поддержке администрации МО «Коношский муниципальный район».

Архангельск – первый из городов, который увидит эту выставку. Итак, начнем…

 (Начинается презентация. Первые слайды — фотографии осенних пейзажей Коношского района)

1 вед.: Прогулки — замечательное занятие. В любое время года. Но осенью — особенно хороши. И утром — спозаранку, когда мир только начинает просыпаться. И днём — до чего приятно пройтись по парку в паузе между делами. И вечером, когда неизбежная дневная суета остаётся позади.

Можно прогуливаться в одиночку, можно в компании любимых людей, друзей, можно с собакой. Можно вести непринуждённую — никаких серьёзных тем — беседу. Можно молчать и просто наслаждаться: движением, покоем, красотой вокруг. Можно бесцельно смотреть вперёд. Или смотреть по сторонам. Радоваться или грустить. Всё равно. Хорошо будет в любом случае. И каждый раз — новые впечатления. И ощущения. Даже, когда идёшь по привычному маршруту, знакомой дорогой.

2 вед.: Сегодня мы предлагаем вам перенестись на четверть века назад и пройтись по незнакомым, непривычным маршрутам одного из провинциальных районов Архангельской области – Коношского. А компанию нам составит один симпатичный молодой человек лет 24-25. Местные жители, еще не зная его, по деревенской привычке, приветливо с ним здороваются. Сам же он представляется так:  «Иосиф Бродский, ссыльный».  

1вед.: Прогулки — занятие креативное. Они рождают новые образы, подталкивают к оригинальным идеям, нестандартным решениям. Молодой поэт, нагулявшись среди меняющих осенний наряд деревьев, вернувшись в свой домик, на окраине деревеньки Норинская, что почти в 20 километрах от Коноши, напишет стихи. Красивые и грустные.

2 вед.: (включить аудиозапись стихотворения в исполнении И. Бродского или прочитать самим)

В деревне Бог живет не по углам,
Как думают насмешники, а всюду.
Он освящает кровлю и посуду
И честно двери делит пополам.
В деревне он в избытке. В чугуне
Он варит по субботам чечевицу,
Приплясывает сонно на огне,
Подмигивает мне, как очевидцу.
Он изгороди ставит, выдает
Девицу за лесничего и, в шутку,
Устраивает вечный недолет
Объездчику, стреляющему в утку.
Возможность же все это наблюдать,
К осеннему прислушиваясь свисту,
Единственная, в общем, благодать,
Доступная в деревне атеисту.

1 вед.: Это стихотворение – одно из 150 шедевров, написанных Иосифом Бродским во время ссылки, и оно – из шести, представленных на передвижной баннерой выставке «Поэтические прогулки с Бродским». Выбор их не случаен — каждое из стихотворений наиболее ярко представляет разные стороны жизни поэта в течение полутора лет, отведенных ему судьбой по решению ленинградского суда.

2 вед.: В каждом из стихотворений отражены не только настроения, чувства и переживания автора, но и тот окружающий мир, в котором он живет. В пространстве стихов поэта одну из главных ролей играют предметы-вещи.

«А я люблю безжизненные вещи
За кружевные очертанья их.
Одушевленный мир не мой кумир.
Недвижимость – она не чем не хуже».

1 вед.: Стихи Иосифа Бродского, в том числе «норинского периода» населены и перенаселены предметами, вещами. «Кровля», «посуда», «двери», «чугун», «изгородь» — предметы обихода, быта, задумавшись над которыми, понимаешь, что они живут в стихах не случайно. Каждое из стихотворений содержит множество таких «ключиков-подсказок». Попробовать их разгадать помогут не только тексты стихов представленных на баннерах, но и сами предметы, часть из которых расположилась на стенде — «окне». Чугунок, керосиновый фонарь, ватник, старый почтовый ящик, — эти и другие вещи не только встречаются в стихах поэта, создают образы, но и помогают нам, современникам, помочь погрузиться в атмосферу прошлого. Предметы, которые совсем недавно были обыденными, помогут вдумчивым посетителям в более содержательном осмыслении темы выставки.

2 вед.: (подходя к «окну», беря ватник на рукав спрашивает)

А что это за курточка такая?

1 вед.: Да сразу видно, что ты не гуляла по деревенской улице в прошлом веке. Если бы ты жила в то время, ты бы каждый день встречала мужчин и женщин одетых в такую одежду, утром спешащих на работу, а вечером, уставших, возвращающихся домой. (на слайде – фотографии И. Бродского и жителей Норинской в ватнике).

Но кое в чем ты права, это – действительно куртка, только сшитая из ваты и простеганная на швейной машинке. Ее также называют «телогрейка» и «фуфайка». В ватниках ходили не только деревенские жители, он был еще и предметом спецодежды в т.ч. и для заключенных. Бродский во время ссылки написал стихотворение, в котором не мог, не упомянуть ставшей для него привычной одежды:

«Садовник в ватнике, как дрозд,
По лестнице на ветку влез
Тем самым перекинув мост
К пернатым от двуногих здесь…».

Для деревенских жителей ватники были обыденной одеждой, что не скажешь о горожанах.

2 вед.: «Я из деревни поехала в Кировск в фуфайке, кто-то маме дал  новую, хорошую, такая крепкая была, раньше их шили в мастерской. И в этой фуфайке отправили меня в город, мама платок на меня одела такой красивый в клетку и юбку свою. Сапоги кирзовые хорошие были, мама эти сапоги дёгтем намазала, всё хорошее мне отдала, чемоданов не было, узелок дала, а в городе меня встретить должен был зять. И я вылезла, стою на перроне и плачу – меня никто не встречает. А он [зять] ходил, ходил, думал старуха стоит, а потом заглянул в лицо – господи, это ж я. Вот какая в город приехала, а я считала, что мама хорошо меня одела».

1 вед.: Так вспоминает об одежде, которая казалась местным жителям нарядной, Антонина Федоровна Гребенникова из деревни Кремлево Коношского района.

2 вед.: Каждый из предметов, представленных на стеллаже — «окне», упоминаемых в северных стихах поэта, имеет свою, рассказанную жителями Коношского района, историю. Познакомиться с ними можно, полистав «Атлас предметов на стихи Иосифа Бродского «норенского периода» по выставке «Поэтические прогулки с Бродским». (Показать атлас).

«Атлас» дополняет баннерную выставку, в нем представлены предметы, упоминающиеся в стихотворениях: «В деревне бог живёт не по углам…», «В распутицу», «Для школьного возраста», «А. Буров – тракторист – и я…», «Народ», «Зимняя почта», «Садовник в ватнике как дрозд».

1 вед.: Информация о предметах расположена блоками, соответствующими конкретному стихотворению. Описание каждого предмета в «Атласе» дополнено его изображением и устными историями коношан-старожилов, которые включают в себя описание и характер использования предметов, с сохранением стилистики изложения.

2 вед.: Но, пожалуй, самым главным предметом на выставке и одним из элементов ее оформления является само «окно».

1 вед.:  

Дом на отшибе сдерживает грязь,
Растущую в пространстве одиноком,
С которым он поддерживает связь
Посредством дыма и посредством окон.

2 вед.: Это пророческое стихотворение «Окна» было написано поэтом в 1963 году, за год до ссылки. Молодой поэт тогда еще даже не подозревал, что через несколько месяцев он поселится в домике на «отшибе» Норинской, в окнах которого будет виден кусочек грязной деревенской улицы. Образ «окна», до сих пор до конца еще не разгаданный, один из главных в творчестве Бродского. Оно встречается в таких «норенских» стихотворениях как, «Ты забыла деревню, затерянную в болотах…», «Деревня в моем окне, в деревянном окне», «В деревне, затерявшейся в лесах…» и многих других.

1 вед.: Тебе не кажется, что на нашем окне лежит пыль?

2 вед.: Нет, такое впечатление может сложиться из-за того, что оно серого цвета. И это не случайно. Серый цвет и его оттенки: серебристый, пепельный, стальной, сизый играют значимую роль в творчестве Иосифа Бродского. В серый цвет окрашены северные пейзажи, одежда и внешность человека. Кстати, пыль, тоже серая, которая тебе случайно показалась, имеет свое значение для Бродского – это метафора времени. Вспоминая свою ссылку на Севере в Архангельской области, поэт отмечает: «Я всегда говорю, что если представить себе цвет Времени, то он, скорее всего, будет серым. Это и есть главное зрительное впечатление и ощущение от Севера».

1 вед.: 

«Других примет там нет – загадок, тайн, диковин.
Пейзаж лишён примет и горизонт неровен.
Там в моде серый цвет – цвет времени и брёвен…».

2 вед. Выражаем огромную благодарность всему коллективу библиотеки… за предоставленную возможность познакомить жителей Архангельска с периодом ссылки замечательного русского поэта Иосифа Бродского.

1 вед.: Дорогие друзья, а теперь мы предлагаем вам самостоятельно прогуляться по выставке, проникнуться красивыми поэтическими строчками поэта, взглянуть на фотографии деревенских жителей, с которыми работал и общался Иосиф Бродский, прочитать их воспоминания и воспоминания друзей и близких о периоде ссылки. И, конечно же, узнать о впечатлении, которое произвел на будущего Нобелевского лауреата наш архангельский край.

(Ролик)